Соглашение об ЭДО необходимо

Почему соглашение об ЭДО необходимо (де-факто)

Без этого соглашения ваш электронный документ не будет иметь юридической силы, равной бумажному. Требования к юридической значимости электронных документов установлены Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Чтобы электронный документ (например, счет-фактура, акт, договор) считался равнозначным бумажному с собственноручной подписью, должны соблюдаться два основных условия:

  1. Наличие квалифицированной электронной подписи (КЭП). Это основа.
  2. Соблюдение согласованного сторонами порядка обмена. Именно этот порядок и фиксируется в Соглашении об ЭДО.

Что прописано в соглашении об ЭДО:

  • Виды документов, которые стороны будут обменивать электронно (счета-фактуры, акты, УПД, договоры и т.д.).
  • Виды используемых электронных подписей (как правило, КЭП).
  • Порядок признания документов юридически значимыми.
  • Процедура отправки и получения документов (например, документ считается полученным, когда отправитель получил автоматическую квитанцию о получении от оператора).
  • Порядок действий в случае утраты ключа подписи или сбоев.
  • Признание равнозначности электронного документа бумажному.

Без этого соглашения вы не сможете доказать, что ваш контрагент действительно получил документ и что он согласен с правилами обмена. Это делает электронные документы уязвимыми в суде.

Особый случай: Счет-фактура

Это самый строго регламентированный документ. Налоговый кодекс РФ (п. 1 ст. 169) прямо разрешает составление счетов-фактур в электронном виде, но при соблюдении условий, установленных Приказом Минфина России от 24.03.2022 № 58н.

Этот приказ предписывает, что обмен электронными счетами-фактурами возможен только при наличии соглашения между сторонами, в котором прописан порядок обмена.

Вывод по счетам-фактурам: Для их обмена соглашение об ЭДО является обязательным требованием закона.

Как заключить такое соглашение?

На практике есть два основных пути:

  1. Использование оператора ЭДО (рекомендуемый способ).
    • Большинство компаний обмениваются документами через специализированных операторов (Диадок, СБИС, Такском, Калуга Астрал и др.).
    • Эти операторы предоставляют типовое присоединительное соглашение (оферту). Когда вы и ваш контрагент регистрируетесь у одного и того же оператора, вы автоматически принимаете условия этой оферты. Фактически, это и есть ваше соглашение об ЭДО.
    • Это самый простой, безопасный и распространенный способ.
  2. Самостоятельное подписание двустороннего соглашения.
    • Компании могут самостоятельно разработать и подписать КЭП отдельный документ «Соглашение об электронном документообороте». Этот способ более гибкий, но и более сложный в организации и технической реализации, поэтому используется реже.

Итог

  1. Прямого закона, обязывающего подписывать соглашение для ВСЕХ хоз. документов, нет.
  2. Для электронных счетов-фактур такое соглашение является обязательным по Налоговому кодексу.
  3. Для всех остальных документов (акты, накладные, письма) соглашение де-факто обязательно для придания им юридической силы и минимизации рисков.
  4. На практике 99% компаний решают этот вопрос, подключаясь к одному из операторов ЭДО и принимая его условия оферты, которые и служат соглашением между всеми участниками системы.

Несмотря на то, что заключать соглашение не обязательно, мы рекомендуем это сделать: оно может потребоваться в ситуациях судебных разбирательств или предоставления документа в налоговую по требованию (письмо ФНС от 10.04.2020 № ЕА-4-15/6118@).

Было ли это полезно?

1 / 0

Добавить комментарий 0

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *